Религиозное значение
В индусских эпопеях Рамайяеа и Махабхарата, а также в священных писаниях Пураны, есть множество различных легенд, в которых содержатся упоминания об озере и городе Пушкар.
Согласно индусскому священному писанию Пурана Падма, Брахма увидел демона Ваджранабха (или Варджранаш) пытающегося убить своих детей. Он сразу же убил демона его же оружием, цветком лотоса. При этом лепестки лотоса упали на землю в трех местах, где появились источники, создавая 3 озера: озеро Пушкар или Джиешта Пушкар (самое большое или первое озеро Пушкар), озеро Мадя Пушкар (среднее озеро Пушкар), и озеро Каништа Пушкар (самое низкое или самое молодое озеро Пушкар). Когда Брахма спустился на землю, он назвал место, где цветок («pushpa») упал с руки Брахмы («kar») как «Пушкар (Pushkar)». Также считается, что священная река Сарасвати появилась в озере Пушкар из пяти потоков. Трем озерам соответствовали три божества – покровителя – Брахма, Вишну и Шива, т.н. Индусская троица.
Когда Брахма спустился на землю, он назвал место, где упал лотос Пушкар. Затем Брахма решил исполнить ягна на главном озере Пушкар. Однако, его жена Савитри (Сапасвати) не могла присутствовать на церемонии в назначенное время, чтобы выполнить основную часть ягна. Брахма, поэтому, женился на Гуджар или девочке доярке по имени Гаяри, закончив ягна со своей новой супругой. Однако когда Савитри, наконец, добралась до места встречи с Брахмой, она увидела, что Гаятри сидит рядом с Брахмой, на ее законном месте. Она в злости прокляла Брахму, и пожелала, чтобы ему поклонялись только в Пушкаре. В результате этого ягна, выполненного в присутствии всех богов, появилась традиция, что после омовения в водах озера, человек получал спасение от всех грехов. В настоящее время озеро Пушкар является одним из пяти самых святых центров паломничества для индусов.